Во многих единоборствах и традиционных боевых искусствах (об их разнице можно почитать мою статью тут) есть некоторые похожие тактические модели действий (технические приемы). В данном случае речь у нас пойдет о ситуациях, когда необходимо вывести противника из равновесия.
Техники выведения из равновесия можно поделить глобально на 2 варианта: работа из захвата за одежду и захват за “голое тело”.
По сути, в зависимости от наличия или отсутствия одежды, рисунок схватки кардинально меняется. На этом как раз основаны разные виды борьбы. Дзюдо, самбо, джиу-джитсу — там везде есть кимоно. Все захваты берутся за одежду и потом происходит какое-либо выведение из равновесия (бросок, подсечка, зацеп и прочее). Вольная, греко-римская борьба, грепплинг — все захваты там корпусные или в контакт с конечностями, так как плотной одежды нет. Отсюда и идет тенденция приоритета бросков с проходом в нижнюю часть тела (проходы в ноги и прочее), за исключением греко-римской борьбы.
Думаю, всем очевидно, что один и тот же бросок не всегда можно сделать, если у человека, например, нет плотной куртки, за которую можно ухватиться. Сегодня мы поговорим как раз о случаях выведения из равновесия, когда есть возможность взять плотный захват за одежду.
Мы разберем 4 базовых приема из дзюдо. Если внимательно присмотреться, то в большинстве современных систем самообороны, спортивных единоборств и даже традиционных боевых искусств, используются те или иные техники из дзюдо. Почему так? Ну, как минимум, это довольно не молодое единоборство, плюс ко всему, крайне эффективное. Дзюдо прекрасно ложится как на движок рукопашного боя для личной безопасности, так и в качестве дополнения ваших навыков. Выводить соперника из равновесия нужно уметь обязательно, хотя бы на базовом уровне.
Техники выведения из равновесия можно поделить глобально на 2 варианта: работа из захвата за одежду и захват за “голое тело”.
По сути, в зависимости от наличия или отсутствия одежды, рисунок схватки кардинально меняется. На этом как раз основаны разные виды борьбы. Дзюдо, самбо, джиу-джитсу — там везде есть кимоно. Все захваты берутся за одежду и потом происходит какое-либо выведение из равновесия (бросок, подсечка, зацеп и прочее). Вольная, греко-римская борьба, грепплинг — все захваты там корпусные или в контакт с конечностями, так как плотной одежды нет. Отсюда и идет тенденция приоритета бросков с проходом в нижнюю часть тела (проходы в ноги и прочее), за исключением греко-римской борьбы.
Думаю, всем очевидно, что один и тот же бросок не всегда можно сделать, если у человека, например, нет плотной куртки, за которую можно ухватиться. Сегодня мы поговорим как раз о случаях выведения из равновесия, когда есть возможность взять плотный захват за одежду.
Мы разберем 4 базовых приема из дзюдо. Если внимательно присмотреться, то в большинстве современных систем самообороны, спортивных единоборств и даже традиционных боевых искусств, используются те или иные техники из дзюдо. Почему так? Ну, как минимум, это довольно не молодое единоборство, плюс ко всему, крайне эффективное. Дзюдо прекрасно ложится как на движок рукопашного боя для личной безопасности, так и в качестве дополнения ваших навыков. Выводить соперника из равновесия нужно уметь обязательно, хотя бы на базовом уровне.
▪︎ ▪︎ ▪︎
Формат повествования будет не совсем обычный. Для начала я просто дам вводные, а потом вы уже сможете посмотреть на технику исполнения каждого приема в видео ниже. Описывать каждый из приемов я не вижу особого смысла, потому что это будет двойной работой. В видео и так все наглядно показано.
Перейдем к сути. Принципы в любом виде борьбы примерно одинаковые: разными способами вывести человека из равновесия и контролировать его дальнейшие действия. Даже, когда речь идет о БЖЖ или грепплинге (статью о пользе бразильского джиу-джитсу читаем тут), там действуют эти же принципы.
Это все у нас был макро уровень понимания. Теперь перейдем на микро уровень — то-есть, как это будет выглядеть с точки зрения техники. В борьбе есть разные технические действия для выведения соперника из равновесия. Например: Подсечки, подножки, зацепы, обвивы, подсады, корпусные амплитудные броски, подхваты и прочее.
Перейдем к сути. Принципы в любом виде борьбы примерно одинаковые: разными способами вывести человека из равновесия и контролировать его дальнейшие действия. Даже, когда речь идет о БЖЖ или грепплинге (статью о пользе бразильского джиу-джитсу читаем тут), там действуют эти же принципы.
Это все у нас был макро уровень понимания. Теперь перейдем на микро уровень — то-есть, как это будет выглядеть с точки зрения техники. В борьбе есть разные технические действия для выведения соперника из равновесия. Например: Подсечки, подножки, зацепы, обвивы, подсады, корпусные амплитудные броски, подхваты и прочее.
Если очень внимательно присмотреться ко всем возможным техникам во всех видах борьбы, где основа это бросок, то мы с вами увидим, что вся техника делается либо на себя, либо от себя. Итого у нас есть два базовых принципа: “тяни или толкай”.
Все броски, подсечки и прочее делаются либо на движении противника на нас, либо когда противник наоборот движется от нас (назад). На мой взгляд, двумя базовыми приемами, которые противоположны друг другу по направлению, является передняя подножка (“тай-отоши”) и задняя подножка (“о-сото-оши”). Зазубрив эти два приема и постоянно пробуя их в спаррингах в такт движения партнера, можно достичь крутых результатов. То-есть если мы чувствуем, что противник прет на нас с большой силой и упирается, очевидно, глупо пытаться вывести его из равновесия назад. Вся его точка силы направлена сейчас вперед на нас, значит там он более уязвим с точки зрения баланса. Идеально подходит передняя подножка. Тоже самое, когда он упирается назад. Тянуть его на себя в таком положении глупо и энергозатратно. Идеально подходит задняя подножка.
Это теория основ борьбы вкратце и очень по простому. Сложно, это когда в вашем запасе не два приема, а несколько больше и вы уже можете выбирать. Тот же пример, противник прет НА вас. Если вы знаете бросок через плечо, подхват и переднюю подножку, то вы можете выбирать, что именно сделать исходя из роста противника, его веса и прочих факторов. Все эти три приема делаются тогда, когда точка приложения силы противника идет НА вас, а не ОТ вас. То-есть, все они основаны на принципе тяни (к себе). Хотя выглядят они по-разному, на самом деле относятся они к одной группе бросков.
С передней и задней подножками разобрались. Как мы выяснили, в этих двух приемах кроется понимание основного принципа “тяни-толкай”. Помимо них, я включил в нашу подборку еще два технических действия, а именно: бросок через голову с подсадом голенью (“суми-гаеши”) и зацеп изнутри (“о-учи-гари”). По сути эти два приема просто частные случаи “тяни” и “толкай”. Бросок через голову — это тяни (на себя), а зацеп изнутри — это толкай (от себя).
Почему именно эти два приема показались мне важными на начальном этапе обучения? Дело в том, что зацепы, к примеру, это одни из самых простых способов перевода человека в партер, а бросок через голову учит вас броскам с падением. Это целая отдельная группа бросков.
Когда в детстве я занимался спортивным самбо, первые полгода мы “долбили” по сути именно эти 4 броска, потому что по мнению моего тренера, они являются основой для любого вида борьбы, где есть захват за одежду. Со временем я стал солидарен с ним на этот счет, но так же понял, что основные броски сегодня — это разные проходы в ноги, но об этом в другой статье. Поэтому, не стоит писать вопросов из серии: “а почему в подборке нет броска через плечо или бокового переворота?” Это все мое частное мнение.
Ну а теперь, собственно, смотрим сами приемы.
Это теория основ борьбы вкратце и очень по простому. Сложно, это когда в вашем запасе не два приема, а несколько больше и вы уже можете выбирать. Тот же пример, противник прет НА вас. Если вы знаете бросок через плечо, подхват и переднюю подножку, то вы можете выбирать, что именно сделать исходя из роста противника, его веса и прочих факторов. Все эти три приема делаются тогда, когда точка приложения силы противника идет НА вас, а не ОТ вас. То-есть, все они основаны на принципе тяни (к себе). Хотя выглядят они по-разному, на самом деле относятся они к одной группе бросков.
С передней и задней подножками разобрались. Как мы выяснили, в этих двух приемах кроется понимание основного принципа “тяни-толкай”. Помимо них, я включил в нашу подборку еще два технических действия, а именно: бросок через голову с подсадом голенью (“суми-гаеши”) и зацеп изнутри (“о-учи-гари”). По сути эти два приема просто частные случаи “тяни” и “толкай”. Бросок через голову — это тяни (на себя), а зацеп изнутри — это толкай (от себя).
Почему именно эти два приема показались мне важными на начальном этапе обучения? Дело в том, что зацепы, к примеру, это одни из самых простых способов перевода человека в партер, а бросок через голову учит вас броскам с падением. Это целая отдельная группа бросков.
Когда в детстве я занимался спортивным самбо, первые полгода мы “долбили” по сути именно эти 4 броска, потому что по мнению моего тренера, они являются основой для любого вида борьбы, где есть захват за одежду. Со временем я стал солидарен с ним на этот счет, но так же понял, что основные броски сегодня — это разные проходы в ноги, но об этом в другой статье. Поэтому, не стоит писать вопросов из серии: “а почему в подборке нет броска через плечо или бокового переворота?” Это все мое частное мнение.
Ну а теперь, собственно, смотрим сами приемы.
▪︎ ▪︎ ▪︎
1. Передняя подножка (“Тай — отоши”)

2. Задняя подножка (“О — сото — оши”)

3. Бросок через голову с подсадом голенью (“Суми — гаеши”)


4. Зацеп изнутри (“О — учи — гари”)
