Блог Никиты Артемова
2022-05-02 15:41 Martial arts Fun

Разбор игры Sifu с точки зрения боевых искусств и реальности

Любители боевых искусств и единоборств наверняка слышали о выходе нового action-боевика Sifu. Игра построена на том, что мы передвигаемся по локациям и убиваем врагов с помощью различных рукопашных приемов и подручных средств. Локации и некоторые бои отсылают ко множеству известных сцен из боевиков: “Олдбой”, “Рейд”, “Джон Уик”, “Убить Билла” и прочие. Игра очень круто зашла всем любителям сложных экшенов, и многие задаются вопросами: а на сколько то, что мы видим на экране, пересекается с настоящим? Что за стиль боевых искусств использует главный герой? Возможно ли так же круто драться с толпой противников в реальности?

Интересных тем для обсуждения много, поэтому пристегнитесь, мы начинаем наше путешествие в мир кунг-фу 👊🏻



▪︎ ▪︎ ▪︎




Немного о самой игре

Жанр: action, beat ’em up

Сюжет:
Главный герой —молодой ученик кунг-фу, у которого в детстве убивают отца. Убийц пятеро. Собственно, наш протагонист подрастает до 20 лет и отправляется мстить.
У каждого из злодеев своя локация с уникальным дизайном, мини-боссами, трудностями и прочими примочками.
Интересный факт: каждый уровень — это отсылка к разным стихиям и, в некоторых случаях, известным сценам из боевиков.

Боевая система:
Я бы описал ее максимально просто: это как dark souls, только вместо мечей, щитов и луков — удары руками и ногами. Ну и классика — парирование, уклонение на разных этажах и блоки. Sifu реально очень сложная игра, которая заставляет тебя думать, постоянно концентрироваться на происходящем (даже если ты проходишь эту локацию уже в десятый раз) и относиться ко всем врагам одинаково внимательно, изучать их. В этом смысле в игре очень много параллелей с философией большинства традиционных боевых искусств.

Механика старения и смертей:
Одна из самых интересных механик игры — это смерть, как бы странно это ни звучало. Каждый раз умирая, персонаж стареет. Начинаем мы с 20 лет и можем дойти до 70 (после мы уже умираем насовсем). Каждые 10 лет у нас увеличивается урон от ударов, но снижается здоровье. Это еще одна параллель на тему того, что у молодого всегда много “дури”, хорошая физуха и выносливость, а у опытного мастера — четко выверенная техника.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Какой стиль боевых искусств использует главный герой?

Наверное, это самый главный вопрос, который интересует всех. Есть два ответа: простой и сложный. Простой — это “Ушу”. Более сложный и правильный ответ — это “Бак Мэй” (иногда говорят “Пак Мэй”) + “Вин-Чун”. Это тоже не совсем корректно, но, все же, более точно, чем первый вариант. Давайте остановимся на сложном и постараемся разобраться.
Бак Мэй (“Белая бровь”)— южнокитайский стиль провинции Сычуань. По легенде придумал этот стиль монах Бак Мэй (как неожиданно) примерно в 18м веке. Он был одним из пяти старейшин Шаолиня, которые пережили “великий пожар” (момент, когда горел главный храм в провинции Хэнань). Одно из объяснений названия “Белая бровь” — это наличие очень выделяющихся белых бровей у монаха.
Очевидно, что большинство событий в китайских боевых искусствах имеют мало отношения к истории, а больше к мифологии. Школу надо раскручивать ☝🏻 Но, в случае с Бак Мэй, скорее всего, история близка к правде по причине того, что в ядре стиля (двигательные схемы, траектории нанесения ударов, стойки, особенности применения конкретных ударных поверхностей и прочее) просматриваются элементы как раз из классических “5 стилей Шаолиня”, про которые всем разбирающимся более-менее все понятно.
Давайте выделим основные особенности стиля Бак Мэй.

  • Ключевое ядро: работа очень скоростными ударами на короткой дистанции с одновременными прихватами конечностей противника или одновременнными блоками. Визуально это может быть очень похоже на Вин-Чун.
  • Преимущественно используются удары руками. Если попробовать распределить руки-ноги по акцентам, то получится примерно 70 на 30. Ноги включаются реже рук, удары совершаются в основном по нижнему уровню противника (колени, голени, стопы). Хотя, в базовой технике есть удары ногами по верхнему этажу (а-ля хайкики).
  • Удары совершаются на довольно коротких дистанциях, поэтому применяется следующая техника: полное расслабление во всех фазах удара и максимальное напряжение в конечной фазе.
  • В Бак Мэй большое внимание уделяется защите. Ключевой принцип заключается в том, что линию блока и атаки противника нужно постоянно держать по оси. В идеале этот принцип предполагает, что противник из-за неудобства будет часто раскрывать уязвимые места. Подобная техника защиты так же используется в Вин-Чун и многих других стилях китайских боевых искусств. Предполагается, что технику защиты многие стили переняли как раз из Бак Мэй.
  • Для Бак Мэй очень характерно в качестве ударной поверхности использовать ладони и особую форму кулака с выдвинутой второй фалангой среднего пальца (из “формы Феникса”). Так же часто можно наблюдать “форму тигра” в формировании захвата. Вообще, если смотреть на формы Бак Мэй со стороны (формальные комплексы упражнений “таолу”), то можно спутать его с тигриными стилями.
  • Глобально, техника Бак Мэй довольно агрессивна для “среднестатистического китайского стиля” и сильно выбивается из общей картины красивых плавных движений того же популярного тайцзицюань, к примеру. Агрессивность выражается в том, что в момент атаки боец как бы “прилипает” к оппоненту, нанося очень большое количество скоростных ударов по разным этажам. И, в очередной раз, это ОЧЕНЬ похоже на Вин-Чун с его “липкими руками”.
  • В Бак Мэй есть бросковая техника, болевые воздействия на суставы (элементы “циньна”) и даже некоторые элементы грэпплинга (хотя и на очень примитивном уровне).
  • В Бак Мэй есть множество заимствованных техник из Дим Мак (боевое искусство, основной целью которого является поражение уязвимых точек и болевых зон на теле противника). Техника Дим Мак интегрирована не полностью, а лишь частично: несколько самых рабочих ударов/комбинаций по болевым зонам, так как в реальном бою ударить по точке в 1см вряд ли получится. Видимо, создатель понимал это уже в те годы.
  • Ну и последнее. В Бак Мэй есть спарринговая работа (по крайней мере, в его современном виде). Это очень большая редкость для китайских боевых искусств. Причем, сегодня некоторые адепты практикуют в перчатках для ММА, шлеме и работают почти в полный контакт с определенными ограничениями (нельзя бить по горлу, коленям и прочее).
Про Вин-Чун в контексте Sifu можно сказать лишь то, что мы видим некоторые удары руками, ногами и фирменное добивание лежачего противника кучей скоростных ударов в стиле Ип Мана из одноименного фильма. Так же в додзе главного героя мы видим знаменитый деревянный манекен для наработки ударов, но он используется в разных школах.

Наверняка вас интересует вопрос, а почему за основу боевой системы в игре взят именно Бак Мэй? Почему не полностью переложенный Вин Чун или что-то более известное? Все очень просто: главный консультант игры является мастером Бак Мэй — Benjamin Colussi. Весь motion capture полностью его.

Если хотите посмотреть движения стиля в исполнении Бенджамина, предлагаю ознакомиться с коротким видео ниже.
Не стоит идеализировать увиденное, так как это всего лишь демонстрационный ролик — не более того.
Для тех, кому захочется углубиться, посмотрите вот эту документалку, очень познавательно:



▪︎ ▪︎ ▪︎




Бой с группой противников: насколько хорошо реализовано?

На протяжении всей игры мы сталкиваемся с группами противников. Территория очень разная: большие пространства клубов, крыши, узкие корридоры, лестничные пролеты, небольшие комнаты, музей и многое другое. В зависимости от локации, противники ведут себя по-разному. Не думаю, что ИИ в игре можно назвать самым умным, но он прекрасно справляется с задачей, которая максимально приближает игру к реальности: все противники атакуют одновременно. Нужно понимать, что в драке с группой противников никто из нападающих не будет ждать, пока предыдущий закончит. Все будут стараться напасть с разных сторон, обойти обороняющегося со спины, попытаются схватить его, чтобы остальные смогли нанести удар и прочее. Одним словом, группа противников будет использовать все свои преимущества для быстрой победы. Многие игры страдают тем, что данная механика там реализована иначе: один враг атакует, остальные ждут, пока закончит первый, чтобы подключиться. В этом смысле в Sifu как в жизни.
Из-за высокой сложности и факта, что враги не ждут друг друга, геймдизайнеры дали несколько возможностей игрокам.

Во-первых, это окружение. В Sifu можно передвигаться по уровню так, чтобы создать себе тактическое преимущество. Например: стоит длинный диван и вас отодвигают к нему, окружая с разных сторон. За диваном находится барная стойка с бутылками. Можно сделать быстрый перекат через диван к барной стойке и начать кидать стоящие там бытылки, оглушив несколько противников. Так вы выберетесь из затруднительного положения. Подобных ситуаций в игре очень много и их нужно использовать, иначе будет очень сложно.

Во-вторых, это использование подручных предметов в качестве оружия (об этом поговорим чуть позже).

Как вы можете понять, в жизни все ровно так же. Использование подручных средств, выстраивание соперников в одну линию, чтобы они мешали друг другу, постоянное маневрирование, использование возможности побега, если позволяет ситуация — все эти приемы используются в реальной драке для повышения своих шансов. Но не стоит забывать, что один человек против толпы мало что может сделать. В играх все проще.

В общем, если резюмировать, драки против группы противников в Sifu сделаны очень реалистично и динамично.



▪︎ ▪︎ ▪︎




А что с оружием?

В игре присутствует масса подручных предметов и оружия: бутылки, кирпичи, короткие палки, трубы, бейсбольные биты, шесты, швабры и короткоклинковое оружие. Среди этих предметов есть классическое оружие, которое часто изучается в большинстве стилей китайских боевых искусств. Это длинный шест “гунь” и клинки среднего размера (примерные габариты мачете), аналогом которых в реальности являются так называемые “мечи-бабочки”. В технике Бак Мэй можно встретить и первое, и второе.

В Sifu механика работы с подручными предметами и оружием реализована довольно неплохо, как с точки зрения приближенности техники к реальности, так и с точки зрения той концепции, что вооруженный человек всегда имеет преимущество (геймплейно это очень сильно видно по урону, контролю дистанции и прочим моментам). В некоторых моментах, если у вас нет оружия, будет очень тяжело.
Теперь давайте перечислим основные виды традиционного оружия для Бак Мэй в целом.
1. Шест “Гунь” — тяжелый конусообразный посох. В китайских БИ его еще называют “мать всех разновидностей оружия”. Базовую технику с шестом изучают в огромном количестве школ. Если перекладывать технику на реальность, то вместо специализированного граненого шеста подойдет любая длинная палка: черенок от лопаты, швабра и прочее. “Движок” можно переложить примерно на любой длинный вытянутый предмет.Хорошее владение шестом позволяло более эффективно вести бой с группой противников, так как шест дает преимущество в дистанции.
2. “Мечи-бабочки” — обычно используются в паре (на самом деле, по размеру это скорее мачете, чем мечи). Техника владения легко перекладывается на длинные ножи и средне-клинковое оружие. В игре мы часто наблюдаем различные вариации больших ножей и аналогов мачете.
3. Палаш (“Дань Дао”) — одноручная сабля. Используется как традиционное оружие в огромном количестве стилей китайских боевых искусств. Некоторые опытные воины использовали в поединке одновременно два Дань Дао.
4. Скамейка (“Данг”) — традиционная китайская скамейка (да да, вы не ослышались). Это самое странное традиционное китайское оружие, но применение скамейки в бою изучается много где в Китае. Объяснется это очень просто: подобные скамейки раньше были в каждом дворе/деревне (да и до сих пор остались). В реальности же, использование скамейки в бою затруднительно из-за ее веса. Нужно быть довольно сильным и выносливым человеком, чтобы эффективно использовать ее. По этой причине большинстве людей изучали “формы” со скамейкой в качестве физ.подготовки.
5. Тигровая вилка (“Дай Па”) — еще одно традиционное для Бак Мэй оружие. Это стандартная пика с подобием трезубца на основании. Ранее с подобным оружием охотились на тигров (отсюда и название).
В некоторых школах Бак Мэй изучали и другие виды оружия, но перечисленные пять являются самыми частыми по упоминаниям в большинстве источников.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Рубрика “интересные вопросы от вас”

Перед тем как написать статью я сделал небольшое превью у себя в телеграме, и мне написали несколько интересных вопросов. Решил включть их в отдельную главу 😎
“А герой убивает противников или только калечит?”
В игре есть некоторые добивания, которые предполагают смерть. К примеру, когда главный герой впечатывает противника головой в угол стола, делает мощный удар по горлу или просто протыкает ножом. В большинстве же случаев мы наблюдаем нокауты или переломы конечностей без возможности продолжать поединок.
“А почему для боевки выбрали именно этот стиль?”
На этот вопрос я отвечал уже выше: главный консультант по боевой хореграфии в игре практикует Бак Мэй. Если я правильно понял из некоторых интервью создателей игры — они тоже занимаются Бак Мэй. Ну и от себя добавлю, что Бак Мэй выглядят очень динамично и визуально красиво вписываются в любую хореографию.
“А почему так мало борьбы?”
Вообще это вопрос к разработчикам. Но по концепции игры борьбы в ней много быть и не может. Бак Мэй — это ударный стиль боевых искусств. Элементы борьбы в стиле присутствуют, но это не основной “движок”. Кстати, в игре мы можем наблюдать несколько движений: прихваты в ближнем бою (похоже на тайский клинч), подсечка и захват противника в оглушенном состоянии для толчка в нужном направлении.
“А правда, что чем старше мастер, тем сильнее его удары?”
Вопрос не совсем корректен, но задан он был явно из-за механики старения в игре. Чем старше герой, тем ниже полоска его здоровья, но выше наносимый им урон. Подобное решение — это отсылка к тому, что чем больше человек тренируется, тем точнее и вывереннее становится его техника. Сила удара очень зависит от скорости и правильной техники. У людей, практикующих боевые искусства, техника точно прогрессирует с годами, но с физиологией сложно что-что сделать и скоростно-силовые показатели с годами всегда падают. Поэтому если мы поставим старого мастера ушу против условного молодого боксера, никакие секретные техники первому не помогут по понятным причинам. Поэтому правильный ответ на вопрос будет примерно такой: у тренирующихся людей удары с возрастом становятся не сильнее, а эффективнее.



▪︎ ▪︎ ▪︎




В заключении скажу, что я давно не испытывал такого наслаждения от того, что меня постоянно убивают в игре. Это заставляет думать, изучать стиль боя каждого отдельно взятого врага и концентрироваться на происходящем.

Если вам понравится подобный формат, буду продолжать иногда писать нечто подобное. Лично мне было в кайф покопаться в деталях создания игры и ответить на некоторые вопросы для себя, касательно некоторых аспектов китайских боевых искусств. Никогда бы не подумал, что стимулом может стать игра.

Ну и напоследок для вдохновения кинематографичный ролик с актерами по мотивам игры.



Всем мира ✋🏻


Также читайте меня тут: Telegram и Вконтакте