Блог Никиты Артемова
Martial arts

Японские боевые искусства: классификация

Этой статьей я начинаю новую рубрику #japan-martial-arts, в которой буду рассказывать вам про разные Японские боевые искусства (БИ). Мы будем разбирать историю возникновения, “движок” той или иной системы, слабые и сильные стороны, а так же посмотрим ретроспективу из прошлого в настоящее.

“А почему ты разбираешь именно Японские БИ?” Этот вопрос точно может возникнуть у части читателей. Ответ прост: я очень люблю копаться в истории возникновения и формирования разных БИ. Просто, так сложилось, что в Японии очень богатая история по этому вопросу, но только на ней круг моих интересов не заканчивается.

Цель данной статьи очень простая: мы выделим основные группы Японских боевых искусств и отметим в них самые значимые дисциплины, если так можно выразиться.

PS: оговоримся сразу, что перечень БИ не полный, иначе это была бы не статья, а монография.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Уверен, что многие из вас даже примерно не представляют весь объем воинских дисциплин, которые изучались в древней Японии. Про какие БИ точно слышали все? Джиу-джитсу, каратэ, айкидо, сумо и дзюдо. Может быть, еще кэндо. А вот если я назову такие дисциплины, как: кюдо, кэндзюцу, иайдо, тантодзюцу, яридзюцу и прочие, то эти названия для большинства уже будут не знакомы. Хотя, как мы поймем с вами далее, безоружные способы ведения боя (джиу-джитсу, сумо и прочее) считались второстепенными дисциплинами и большинство времени в подготовке отдавалось искусству вооруженного боя (мечи, копья, лук и прочее). Можно увидеть абсолютную аналогию с сегодняшним днем на примере любого спец.подразделения. Большая часть времени в подготовке бойцов уходит на стрельбу и развитие физических качеств (выносливость, сила, скорость), а не на “секретные смертоносные техники рукопашного боя”.
Этот принцип понимали всегда. Когда все силовое противоборство сводится к применению оружия, глупо уделять большую часть времени в подготовке на рукопашные приемы.
Переходим к классификации.

Основная группа

Это группа, в которую входят дисциплины, чаще всего применяемые воинами вообще.

1. Владение мечом и клинковым оружием

“Кэндзюцу” — искусство владения мечом в широком смысле слова (в случае с Японией — это катана). Раньше данное БИ называли “тодзюцу”, но, со временем от термина отказались по разным причинам. Появилось данное БИ более 1200 лет назад. Основной акцент в кэндзюцу делается именно на технику применения меча непосредственно в поединке против одного или нескольких противников. Важно отметить, что кэндзюцу рассматривает ситуацию поединка, когда меч уже извлечен из ножен. Тренировочный процесс включает в себя много элементов, но самые важные — это самостоятельная тренировка отдельных элементов (ката), спарринги на деревянных мечах (бокены) и разные формы тамэсигири (рубка разных предметов, особенно стволов бамбука). В кэндзюцу выделяется огромное количество стилей, которые зависят от того или иного региона и мастера, но движок везде примерно одинаковый. Кэндзюцу очень утрировано можно назвать одной из главный воинских дисциплин.

“Иайдо” — это искусство внезапной атаки катаной, когда она находится еще в ножнах. Данное БИ активно применялось в поединках один на один. При должной техники, поединок мог закончиться всего после одного удара, так как обычно, иайдо предполагает очень амплитудный секущий удар. Лучшая аналогия для иайдо — это дуэль двух ковбоев на скорость извлечения револьвера и выстрела.

“Тантодзюцу” — работа с коротким клинком танто. Мы бы сегодня назвали это ножевой бой. Были попытки переложить принципы работы с мечом на нож, но сказать, что в то время в Японии была именно полноценная система ножевого боя, мы не можем. По крайней мере, реальных тому подтверждений мы не находим. Зато в современности, по тантодзюцу даже проводят полноценные соревнования с деревянными имитациями ножей, и это одна из самых сильных и конкурентных систем ножевого боя.

“Кэндо” — это современная версия кэндзюцу, только спортивная. То-есть, это система фехтования на деревянных мечах (синай) и в защитном снаряжении. В Японии — это национальный вид спорта, который даже включен в программу обучения детей в школах (иногда как замена физкультуре).

2. Стрельба из лука

“Кюдо” — японское боевое искусство владения луком. Не стрельбы, а именно владения. Лук использовался не только по прямому назначению (стрельба), но и для выживания. Лук был крайне специфический. Назывался он “юми” и был около двух метров длиной. Из-за конструктивных особенностей, его можно было использовать как рычаг, для передвижения в сложных местах.

В кюдо входило множество смежных дисциплин. Например, стрельба верхом на лошади, скоростная стрельба по нескольким целям или стрельба сложными боеприсами (к примеру, огненные стрелы или специфические стрелы для дальних дистанций).

3. Владение копьем

“Содзюцу” — японское искусство владение копьем. Иногда можно встретить название “яридзюцу”, так как копье в японской терминологии называется “яри”. Содзюцу — это базовая основа для всех японских БИ, где есть древковое оружие. По некоторым версиям, владению копьем отводилось чуть ли не больше времени в подготовке, чем мечу, но это ничем не подтверждается.

Из того, что нам точно известно, особую важность данная дисциплина приобрела во времена монгольского вторжения в 13 веке, так как захватчики очень активно применяли копья сами.
“Нагинатадзюцу” — японское БИ владения нагинатой. Нагината — это древковое оружие, на конце которого закреплен широкий клинок. Смысл данного оружия заключается в том, чтобы покрывать больший радиус поражения и контролировать сектора. Плюс ко всему, если проводить аналогию с копьем, нагинатой можно более эффективно рубить, а не только колоть.

В наше время данное БИ называется “гэндай будо” и, как и в кэндо, по нему проводятся соревнования с деревянной имитацией нагинаты.

4. Верховая езда

“Бадзюцу” — искусство верховой езды и ведения боя верхом, используя нагинату, юми (длинный лук) и тати (длинный меч). Так же в сферу интересов данного БИ входили специфические приемы дрессировки лошадей, передвижения по сложной местности и основы акробатики (как джигитовка на Кавказе).

5. Плавание

“Суйеидзюцу” — японская техника боевого плавания. В рамках данной дисциплины воины изучали стрельбу из лука в момент плавания, выпрыгивания из воды, правильное перемещение по воде в момент боя, а так же борьбу в воде.

“Оегидзюцу” — одно из направлений суйеидзюцу. Это техника боевого плавания в доспехах. Безумно сложное искусство, которое, порой, ценилось больше, чем техника владения мечом.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Второстепенная группа

К данной группе относятся дисциплины, которые редко применялись в военных действиях. Они были нужны, скорее, в мирное время (в условиях “самообороны на улице от хулиганов”). Именно поэтому данная группа БИ получила широкое распространение у разных слоев населения, а не только у профессиональных воинов.

1. Искусство владения боевым веером

“Тэссэндзюцу” — искусство ведения боя с помощью боевого веера “тэссэн”. Конструкция веера была такова, что он мог быть выполнен полностью из легкого металла, либо частично (около 8–10 спиц). Данное БИ было особенно популярно среди женщин, так как они носили с собой веер почти всегда.

2. Искусство посоха

“Дзедзюцу” (“дзедо”)— это японское БИ, в котором применяется короткий посох “дзе”. Его длина около 130 см. Сам посох обычно был деревянным, но мог быть выполнен частично из металла. Популярность данного БИ была колоссальна, особенно среди простого населения Японии, так как огромное количество людей ходили с палками, а на дорогах могло случиться что угодно. Так же дзедзюцу было популярно еще по причине того, что в разные эпохи меч мог быть запрещен к ношению не самураям, а палка — оружие универсальное.

“Тэцубодзюцу” — ведение боя металлической дубинкой “тэцубо”. Специфическое БИ, так как в классическом исполнении, тэцубо — это просто тяжелая и короткая металлическая палка, которой можно проломить доспехи. Поэтому основной принцип работы с данным предметом — это инерция. Тэцубо использовали в очень разных областях: тренировка физической силы, разбивание брони, самооборона и прочее. По сути, тэцубодзюцу — это первые попытки в Японии создать палочный бой. Со временем тэцубо облегчили, что позволило использовать данный предмет обычным людям в целях самообороны. Большой плюс этой дубинки в том, что при наличии техники, можно противостоять металлическому оружию.

3. Искусство дзиттэ

“Дзиттэдзюцу” — искусство боя с помощью дзиттэ. Это такое специфическое холодное оружие, которое использовали ниндзя, а позже полицейские в эпоху Эдо. Длина его составляет в среднем 40–45 см. В оригинале — это просто дубинка из дерева или металла, с односторонней гардой. В зависимости от задач, дзиттэ могло выглядеть и как кинжал (в случае с ниндзя, например). То-есть, оно могло быть заточено. “Гарда-крюк” использовалась для техник обезоруживания.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Побочная группа

1. Искусство цепи и другого вооружения

“Кусаригамадзюцу” — искусство ведения боя с помощью “кусаригама”. Это оружие, которое выглядит как традиционный японский серп “кама”, на конце которого прикреплена цепь с грузом. Данное БИ в основном использовалось ниндзя и крестьянами против вооруженного противника (чаще всего против меча). Плюс данного оружия в том, что им можно работать, как на близкой дистанции, где меч не очень эффективен, так и на дальней, размахивая цепью, чтобы держать противника на расстоянии.

Пример того, как выглядит кусаригама:
“Манрики — кусари” — небольшая цепь с грузами с обеих сторон. Вариаций использования данного оружия много: можно наносить удары в ближнем бою, можно использовать для связывания или перемещения, можно обезоруживать противников, можно метать. В основном данное оружие использовалось ниндзя.

Пример ниже:

2. Оккультные искусства

“Ниндзюцу” — это очень обширная дисциплина, которая включает в себя множество направлений: искусство маскировки и шпионажа, разведка и агентурная работа, диверсионные работы, вербовка, паркур, ведения боя с оружием и без, использование различных спец.средств (дыхательные трубки, приспособления для лазания по стенам и т.д.), искусство выживания в разных условиях и многое другое.

“Синоби ири” — методы проникновения во вражеский лагерь с целью совершения диверсии или разведки.
“Сюрикэндзюцу” — общее название для техники метания различных остро-заточенных предметов: острые звездочки, шипы и гвозди, метательные ножи “кунаи” и прочее.

“Суйдзёхоко-дзюцу” — различные приемы построения переправ через водоемы, создание плотов, методы натягивания веревок для переправы пешком по воде и прочее.

Вообще, в данной категории огромное количество направлений и ниндзюцу очень обширная тема, к которой я буду возвращаться еще не раз. Пока что я привел только несколько частных примеров.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Группа без оружия

Ну и осталась последняя группа — это рукопашный бой. Японцы уделяли рукопашному бою очень большое внимание по нескольким причинам. Во-первых, это прекрасная тренировка тела и общих рефлексов. Во-вторых, это хорошо развивает психическую устойчивость воина и дисциплину. В-третьих, если воин умеет хорошо сражаться без оружия, то его эффективность как одной боевой единицы с оружием в руках, будет точно выше. И последнее, самое важное: на поле боя могут получаться такие ситуации, когда воин остается без оружия. Ему нужно продолжать вести схватку и стремиться обезоружить своего противника, чтобы вести бой уже не голыми руками.

Вторая волна развития БИ без оружия пошла в сторону обычного населения по очень понятной причине. В большинстве временных периодов в Японии, как я уже говорил, было запрещено хранить оружие не военным , и, особенно, изучать искусство боя с ним. Поэтому, крестьяне защищались с помощью приемов рукопашного боя и подручных средств.

Перечислять все Японские БИ просто бессмысленно, поэтому назову самые основные, многие из которых сохранились и по сегодняшний день.

Айкидзюцу, дзю дзюцу (джиу джитсу), каратэ с его огромным количеством стилей, сумо, айкидо и дзюдо (последние два – самые молодые).

Теперь назовем несколько БИ менее известных широкой публике.

“Киайдзюцу” — эзотерическое БИ, в основу которого входит изучение правильных выкриков для управления своим и вражеским эмоциональным состоянием во время боя.

“Тай дзюцу” — некий общий термин для Японских БИ. Включает в себя все возможные техники рукопашного боя и раздел укрепления организма.

“Явара дзюцу” — техника воздействия на болевые точки человека, путем нажатия пальцами, либо специальным приспособлением — “яварой” (заточенная с двух сторон деревянная палочка).

Теперь давайте подведем итоги.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Ключевой вывод крайне банальный: как и в любой другой стране, в Японии основное время подготовки воина уходило на БИ с оружием, а не на рукопашные приемы. Это очень четко видно из классификации. Повторим ее в виде памятки.
  • Основная группа. В ней выделяют разные искусства владениям мечом, луком, разными копьями, верховую езду и боевое плавание.
  • Второстепенная группа. Тут у нас боевой веер, искусство боя длинной палкой и дзиттэ.
  • Побочная группа. Первое – это искусство владения разными цепями или совмещённым второстепенным оружием. Второе – это так называемые оккультные БИ, основой которых является ниндзюцу.
  • Группа без оружия. Сюда входят разные стили рукопашного боя: айкидо, джиу джитсу, сумо и прочее.
Надеюсь, что теперь вам будет проще ориентироваться в огромном разнообразии терминов и понятий касательно традиционных японских БИ. Данная классификация даёт очень четкое понимание всех происходящих военных процессов того времени.



Всем мира ✋🏻


Также читайте меня тут: Telegram и Вконтакте

Made on
Tilda