Блог Никиты Артемова
Security

Как устроена система безопасности в метро

Уверен, что каждого из вас хотя бы раз в жизни останавливали в метро, проводили странной палкой сзади рюкзака и просили "проверить сумочку/рюкзачок".
Что это за такая странная процедура? А что именно проверяют рамки на входе? А как работает эта волшебная "палочка" в руках у специалиста транспортной безопасности? А что именно смотрят, когда "прогоняют" ваш рюкзак? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
PS: все описанное в статье относится именно к специфике Московского метро.
PSS: средств пожарной безопасности мы касаться не будем.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Кто нас проверяет?

Основную функцию безопасности в метро выполняет "Служба безопасности Московского метрополитена". Создано это подразделение было в августе 2012 года. Действия сотрудников регламентируются Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
На сегодняшний день в состав Службы безопасности Московского метрополитена входят:
  • Подразделение транспортной безопасности;
  • Центр противодействия нарушениям на территории метрополитена;
  • Аналитический Центр;
  • Центр видеонаблюдения и внутреннего контроля;
  • Центр внутренней безопасности;
  • Отдел информационной безопасности;
  • Отдел экономической безопасности;
  • Отдел контроля радиационной безопасности;
  • Отдел сопровождения эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности;
  • Учебный центр подготовки и повышения квалификации сил обеспечения транспортной безопасности.
Собственно, исходя из состава подразделений можно легко понять спектр задач, которые решает СБ в метро: предотвращение административных правонарушение, антитеррористическая безопасность и т.д.
Мы с вами каждый день видим только лишь часть специалистов, которые находятся непосредственно в "досмотровой зоне" перед турникетами. На самом же деле, есть и другие люди, которые занимаются аналитикой, расследованием инцидентов по камерам и прочее.
Можно много говорить о том, какие навыки и компетенции должны быть у специалистов транспортной безопасности (в том числе и знания массового профайлинга), а так же о критериях, исходя из которых сотрудники принимают решение проверить конкретного человека, но это тема для отдельного поста, когда-нибудь вернусь к этой теме отдельно.
Теперь поговорим о том, как выглядит система безопасности метро в целом.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Как выглядит общая архитектура безопасности

В метро сотрудники транспортной безопасности используют ряд технологий для проверки граждан. Со стороны может показаться, что каждая из них работает по отдельности, но, глобально - это не совсем так. На самом деле основным связующим звеном всех технологий является сотрудник СБ (помимо аналитического центра) и все инструменты "идут ему в помощь" для минимизации рисков.
Основная цель всех систем безопасности в метро - это построение нескольких эшелонов защиты и отсева потенциально опасных лиц из большого потока для дальнейшей проверки, при этом, важной составляющей является "бесшовность" (чтобы не создавать лишние трудности пассажирам)
Звучит очень сложно и страшно, но на практике можно попробовать описать это простым алгоритмом на примере:
  • Вы подходите к метро и у вас, допустим, есть спортивная сумка на плече >
  • Когда вы попадаете в "первый контур" вы сталкиваетесь (но, естественно, никак не замечаете на себе) с системой видеонаблюдения и датчиками, фиксирующими радиоактивное излучение >
  • Дальше вы проходите сквозь рамки (металлодетекторы) и попадаете в "досмотровую зону" >
  • В "досмотровой зоне" находятся сотрудники СБ, которые контролируют "алерт" от рамок или если им что-то не понравилось в вашем поведении/внешнем виде, начинают использовать ряд инструментов для проверки: более чувствительный ручной металлодетектор, интроскоп для досмотра ручной клади, детектор паров и следов взрывчатых веществ и т.д. >
  • К этому моменту умные камеры уже сверили лицо человека на наличие его в базе фед.розыска и если случается "алерт", человека могут на "досмотровой зоне" на время задержать до прихода полиции, чтобы перепроверить информацию >
  • Если все ок, человек проходит турникет, попадает во внутренний контур и едет по своим делам.
В этой схеме может быть не учтено множество факторов, но очень верхнеуровнево все выглядит именно так. На самом деле, принцип эшелонирование в физической безопасности - это база, которая плюс-минус также применяется в безопасности коммерческих предприятий, спортивных сооружениях, дата-центрах и в иных объектах.
А теперь давайте обсудим самое интересное - какие инструменты используют специалисты в работе.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Основные инструменты проверки

На самом деле инструментов очень много и мы рассмотрим лишь те, которые каждый из нас видит каждый день.
PS: если на картинках будут конкретные производители, это не означает, что на практике используются именно они.

Рамочные металлодетекторы (они же "Рамки")

Первое, с чем каждый из нас сталкивается визуально - это рамки, пройти мимо них сложно. По другому их называют "арочным металлодетектором". Это одна из самых базовых мер, которая отсеивает часть людей. Когда через рамки проносят какой-то металлический предмет, со стороны досмотровой зоны виден цветовой индикатор, в зависимости от концентрации металлических предметов и места их расположения. Условно, если у человека с собой есть ключи + нож в кармане, то это один сигнал. Если вы вдруг везете с собой какую-нибудь гирю для тренировок, то рамка подаст совсем другой сигнал.
Уровень чувствительности можно настраивать, чтобы убрать потенциальное кол-во ложных срабатываний.
Помимо рамок, существует второй этап проверки на подобные риски, если у сотрудника СБ возникает сомнение.

Ручные металлодетекторы

Принцип точно такой же, как и у стандартных рамок, только чувствительность прибора сильно выше для определения более точечных вещей и конкретного места, где может находиться металлический предмет.
Если у сотрудников СБ сомнения не исчезают, то вас просят "положить сумочку на ленту".

Интроскоп

Если попробовать объяснить простым языком, то интроскоп работает по принципу рентгена. Сумка просвечивается с помощью излучения и "окрашивает" разные предметы в разные цвета на экране. Цвет зависит от плотности вещества и по цвету сотрудник понимает материал (существуют специальные цветовые таблицы).
Чаще всего данный инструмент применяется для анализа среднего и крупногабаритного багажа.
Если вам очень важно разобраться, как это работает с точки зрения физики - welcome вот сюда

Детектор паров и следов взрывчатых веществ ("нюхач")

Еще один полезный инструмент, который появился в арсенале относительно недавно, в кулуарах называют "нюхачом".
Для лучшего понимания, вот описание одной из конкретных моделей:
"Предназначен для обнаружения следовых количеств малолетучих и летучих органических веществ, в т. ч. токсичных, аварийно химически опасных веществ, взрывчатых, наркотических в воздухе контролируемых объектов, на поверхности различных предметов, на пальцах и одежде людей."
Для прибора существуют специальные насадки (как на пылесосе) для более точечного анализа. Со стороны выглядит как "носик". Штука очень хорошая, но супер дорогая.
PS: собак в случае необходимости используют до сих пор (кинологическая служба), без работы они не останутся.

Видеонаблюдение с ИИ

Тут самое интересно и об этом тоже надо бы писать отдельный текст, поэтому попробую выделить самые ключевые принципы работы.
Такой класс решений называется ИСВН (интеллектуальные системы видео наблюдения). Они решают очень большой спектр задач не только в контексте безопасности, но и в области различной аналитики. Камеры покрывают почти все пространства в метро, начиная от переходов, заканчивая поездами. В Московском метрополитене система называется "Сфера".
Система распознавания лиц «Сфера» появилась в московском метро еще в 2018 году, тогда она работала в тестовом режиме только на трех станциях — «Спортивной», «Воробьевых горах» и «Фрунзенской». В сентябре 2020 года ее внедрили на большинстве станций столичной подземки. Телеграм-канал дептранса Москвы утверждает, что система «узнает» только тех людей, которые есть в базах розыска, остальные же пассажиры якобы остаются на 100% анонимными.

«С ее помощью в тесном сотрудничестве с полицией удалось найти 280 потерявшихся детей, а еще выявить почти 1,5 тыс. опасных преступников, среди которых были убийцы, насильники, грабители. Они пытались скрыться после совершения тяжких преступлений и представляли угрозу», — прокомментировал заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Для каких задач может быть использована подобная система в рамках транспортной безопасности?Тезисы ниже - это мои предположения, основанные на информации из открытых источников. К сожалению, полного перечня решаемых проблем в одном месте нигде нет.
  • Идентификация людей, находящихся в федеральном/международном розыске. Это просто стандартный мэтчинг двух изображений. Также, в случае идентификации "красного" человека, система будет вести его по всему маршруту следования, чтобы полиция и СБ смогли оперативно среагировать.
  • Анализ поведения людей. Тут речь не про психологию, а про некоторые конкретные сценарии, которые может понять ИИ. Например, нахождение человека на путях, человек лежит где-то на платформе (очевидно, что это не естественное поведение и, возможно, ему нужна помощь врача), проход человека в какие-то запрещенные зоны, перепрыгивание через турникет и прочее.
  • Анализ объектов. Тут более широкий спектр: распознавание оставленных объектов без присмотра более скольких-то секунд/минут (сумки, чемоданы, странные пакеты и т.д.), идентификация объектов, похожих на оружие, идентификация возгорания, задымления, курения и т.д.
  • Интеграция различных иных систем для быстрого передачи данных в иные органы и службы, в случае необходимости.
Доступ к системе имеет очень ограниченный круг лиц из сотрудников СБ и полиции.
Если у вас по ходу прочтения возник вопрос: "а бывают ли ложные срабатывания?", то ответ - да, конечно. Это неминуемая история.

"Ящик Пандоры"

Наверняка вы такое тоже видели неоднократно. Такой класс решений называют "взрывозащитными контейнерами" или сокращённо ВЗК. Туда сотрудники СБ могут поместить на время различные подозрительные бесхозные сумки, чемоданы и иные предметы, в которых потенциально может находиться СВУ. В этом цилиндре оно себя будет "прекрасно чувствовать" до приезда саперной службы.
Срок эксплуатации подобного девайса в среднем составляет 7 лет.

Датчики радиационного контроля

Чаще всего они устанавливаются при входе в метро, чтобы в случае угрозы сразу же "посылать алерт" на оператора и оповещать специалистов в досмотровой зоне.

Тревожные кнопки

Парадигма, что безопасность - это общее дело, работает не только в корпоративном сегменте. У граждан всегда есть возможность сообщить о возможной угрозе в оперативную службу на любой станции.
Естественно, существуют масса других систем безопасности, мы проговорили лишь самые очевидные.



▪︎ ▪︎ ▪︎




Надеюсь, что теперь у вас есть более структурное понимание вопроса!



Всем мира ✋🏻


Также читайте меня тут: Telegram и Вконтакте

Made on
Tilda